Некоторое время назад я прочитал статью: «Слишком умные стали! Зачем соискателю три высших образования?» (http://www.jobsmarket.ru/index.php?get_ … id=2806203), в которой говорилось, что работодатели с подозрением относятся к работникам, имеющим более чем одно высшее образование. Сказано буквально следующее: «Многие работодатели убеждены: «вечные студенты» - плохие работники. Специалисту достаточно одного высшего образования, а знания из смежных отраслей можно пополнить на краткосрочных курсах и семинарах». Второе высшее образование оправдано лишь тогда, когда оно оправдано спецификой деятельности.

Что же, такая точка зрения имеет право на существование и хорошо, что она озвучена. Появился повод поговорить о том, сколько в действительности образований нужно нынешнему работнику, который хочет быть успешным, востребованным и спокойным за свое профессиональное будущее.

Но, прежде всего, скажем вот о чем. Не является секретом, что работодатель ищет такого работника, который будет «выполнять ту и только ту работу, которая ему поручена по должности». Это, по-моему, уже ни для кого не секрет. К сожалению, современный отечественный  работодатель все еще полагает, зачастую бессознательно, что, получив в свой штат работника, он «приобрел» его целиком. Собственные интересы, карьерные планы, жизненные стремления работника не просто не имеют значения, но активно отвергаются. Такая своеобразная «позиция благодетеля», которая, понятно, транслируется потом в службу персонала и всем работникам вообще. Ну и дальше, естественно, недоверие к людям стремящимся получать дополнительное образование, выраженное, например, в заглавии статьи, которую я  упомянул в начале: «Слишком умные стали!» А в основе всего этого лежит банальная потребность в контроле и безопасности. Ведь работодатель, как никто другой, понимает насколько он, его бизнес, его собственная судьба, зависят от наемных работников.

Если перевести вышесказанное на язык науки, то работодатель стремится к тому, чтобы его работники делали «профессиональную карьеру», то есть избирали такой карьерный путь, где будет осуществляться повышение квалификации, но не профессиональный статус – должностной рост и связанный с ним рост дохода.

Почему это важно работодателю? Причина проста. Повышение квалификации в отечественных организациях вовсе не предполагает соразмерного повышения зарплаты. В большинстве случаев работодатели, точнее менеджеры по персоналу, вычисляют зарплату того или иного работника максимально просто – по так наз. «среднерыночному» уровню должности. И не важно, что среднерыночная зарплата - это «средняя температура по больнице»; не важно, что сплошь и рядом среднерыночная зарплата на территории - это результат сговора. Среднерыночная и точка! Максимум в конце года плюсуется официальная инфляция (в последние годы обычно до 10%, при реальной инфляции в стране - 20-25%). Иными словами, экономия это первая причина. Работодателю выгоден узкий специалист с максимально высокой квалификацией в своей области и не выгоден специалист, выходящий за пределы своего профессионального круга.

Любопытно, что особое раздражение вызывает получение работниками таких профессий, как менеджмент, экономика, юриспруденция, психология, PR и им подобные. Почему так? Да потому, что большинство хозяев считает себя людьми иного, чем наемные работники социального и профессионального круга. И бессознательно стремятся к тому, чтобы ограничить у своих сотрудников «символический капитал», уравнивающий работодателя и наемного работника. Это, по нашему мнению, вторая причина, недовольства работодателя повышением квалификации сотрудника. Согласитесь, что работодатель куда спокойнее отнесется к тому факту, что инженер-теплотехник пойдет, например, получать второе высшее образование по специальности инженер-электромеханик, чем если тот же инженер задумает осваивать экономику предприятия.

А теперь ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи: «Сколько образований полезно иметь?» На основе собственного  консультационного опыта я сделал вывод, что для успешной карьеры должно быть как минимум два образования. Причем не важно, делаете ли вы карьеру профессиональную («горизонтальную») или статусную («вертикальную»). При этом одно образование должно иметь сугубо прикладную направленность и быть максимально востребованным на рынке труда. То есть желательно иметь такую специальность, без которой экономика и общество не могут обойтись. В этом круге стоит упомянуть инженерные, строительные, педагогические, медицинские специальности, телекоммуникации, IT-сферу. В не меньшей степени сюда можно отнести бухучет. Получение образования такого рода можно уподобить рытью колодца – чем глубже погружаешься, тем меньше видна окружающая действительность.

А второе образование должно носить, если так можно выразиться, мировоззренческий характер. К нему я бы отнес менеджмент, экономику, юриспруденцию, психологию, социологию и тому подобные направления профессиональной подготовки. Ну, действительно, в любом учебнике менеджмента на первых страницах можно прочитать, что менеджмент это «сплав науки и искусства» и «хороший менеджер обладает широким кругозором, знаниями в разных областях и креативностью». То есть специальность не описывается в терминах технологий. Это образование можно уподобить подъему на гору. Чем выше поднимаешься, тем меньше деталей видно, но тем лучше видна общая картина происходящего.

Именно такой «образовательный комплекс» позволяет делать и горизонтальную и вертикальную карьеру.

Консультант по развитию карьеры сайта Jobsmarket.ru, кандидат психологических наук. М. А. Бендюков

Copyright © JobsMarket, 2007 //www.jobsmarket.ru.